8 800 555 85 03

Подходы государств АТР к участию в режиме западных санкций в отношении РФ

23.10.2015

Влияние санкционных ограничений на текущее состояние и перспективы торгово-экономических связей РФ с государствами региона. 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. САНКЦИИ СО СТОРОНЫ ЗАПАДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
  2. СОТРУДНИЧЕСТВО РФ С КИТАЕМ
  3. ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА САНКЦИЙ НА ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ДРУГИМИ СТАНАМИ АТР
  4. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

САНКЦИИ СО СТОРОНЫ ЗАПАДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Экономические санкции были важным инструментом внешней политики и международной дипломатии в двадцатом веке и сохранили свое значение в веке двадцать первом. Для того чтобы говорить о влиянии западных санкций на внешнюю политику и экономику России, необходимо сначала рассмотреть, какие меры предполагают эти санкции. Санкции в отношении России, связанные с конфликтом на Украине, начали при-меняться с марта 2014 года. В этом приняли участие США, страны Европейского союза, Канада, Швейцария, Япония, Австралия, Новая Зеландия и другие государства. санкции

Санкции предполагают, в основном, нижеперечисленные меры:

  1. прекращение переговоров с Россией по важнейшим вопросам, приостановление совместных проектов, прекращение других форм сотрудничества (например, приостановлен процесс принятия России в ОЭСР; сотрудничество с Россией приостановила НАТО, NASA заявила о приостановке сотрудничества с «Роскосмосом»; Министерство энергетики США приостановило сотрудничество с «Росатомом» в рамках межправительственного соглашения в области мирного использования атомной энергии; со стороны стран Евросоюза и Японии санкции предусматривали приостановку консультаций о смягчении визового режима, Япония, кроме того, заявила о замораживании начала переговоров о возможном заключении трех договоров – об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности и др.);
  2. прекращение инвестирования в экономику России крупных зарубежных финансовых институтов, запрет на инвестиции в инфраструктурные российские проекты для европейских компаний;
  3. меры, направленные на ограничение прав на территории данного государства граждан России, попавших в определенный список (запрет въезда в страну, замораживание банковских счетов и активов др.);
  4. меры, направленные на ограничение деятельности за рубежом определенных российских компаний, которые заключаются, главным образом, в ограничении доступа к иностранному капиталу;
  5. введены ограничения на предоставление займов и инвестиционных услуг для списка российских банков: «Сбербанка России», ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка» и др.;
  6. запрет на импорт и экспорт оружия в Россию, ограничение экспорта в Россию высокотехнологической продукции двойного назначения, товаров, технологий и программ, которые потенциально могут быть использованы и в военно-промышленном комплексе, а также оборудования, используемого для добычи нефти;
  7. ряд ограничений, касающихся непосредственно территории Крыма.

Здесь следует отметить, что со стороны России были применены ответные санкции, в том числе продовольственное эмбарго. С экономической точки зрения эти санкции затрагивают, прежде всего, страны, входящие в ЕС.

В различных источниках можно найти самые противоречивые оценки влияния режима санкций на экономику Российской Федерации. Анализируя последствия санкций для России со стороны разных стран, следует учитывать несколько факторов. Во-первых, санкции со стороны Европы были наиболее болезненны для РФ, так как ЕС был нашим признанным стратегическим партнером. Об этом свидетельствует, например, объем накопленных иностранных инвестиций на 2013 год: из США – 10,3 млрд долл., а из Нидерландов – 68,2 млрд долл.

С другой стороны, продукция и технологии из США, используемые, например, для нефтедобычи, часто уникальны, и заменить их аналогами с других рынков невозможно. Учитывая, что в 2014 году доля нефтегазовых доходов федерального бюджета превысила пятьдесят процентов, можно предположить, что в перспективе это обуславливает возрастание соответствующих рисков

Во-вторых, серьезной проблемой стали санкции, направленные на осложнение получения российскими банками доступных кредитов, что способствует инвестиционному спаду в стране и ослаблению курса рубля. Также отрицательно сказался на экономике запрет крупнейшим российским компаниям с государственным участием на размещение ценных бумаг на европейских рынках, в результате чего некоторые из них, например, «Роснефть», обратились за помощью к правительству РФ.

Резюмируя, можно сказать, что основной удар санкционных мер был направлен на те отрасли, от которых зависит пополнение государственного бюджета. Хотя уже в 2014 году произошел масштабный отток иностранного капитала из страны , основные негативные последствия следует ожидать в будущем, так как формально санкции касаются, в основном, будущих проектов. Безусловно, отрицательно на экономике страны в перспективе скажется и изоляция в области высоких технологий, финансов, стратегически важных отраслей.

Также необходимо здесь сказать об эффективности ответных санкций со стороны России. На долю РФ приходится всего 2,8% мирового ВВП, что заранее обрекает любые санкции со стороны нашей страны в отношении ведущих мировых государств на неудачу (для сравнения, доля ЕС в мировом ВВП – 23%). Как уже было сказано, ответные экономические меры России заключались во введении эмбарго на импорт ряда продовольственных товаров из стран Европы, США, Канады, Австралии, Норвегии, Молдовы, Украины. Эффект от этих санкций для ЕС составляет всего один процент от совокупного объема экспорта. Для Евросоюза это небольшая величина, ощутимое влияние данные санкции могут оказать лишь на несколько стран: Польшу, Венгрию, Финляндию, Литву . Кроме того, наложение продовольственного эмбарго вызвало еще большее инфляционное давление в стране, надежды на импортозамещение не оправдались. Большее влияние, чем ответные санкции России, оказывает, скорее, обратный эффект от санкций, наложенных другими государствами, на их же экономики. Подводя итог, кризис на Украине стал самым серьезным ударом по отношениям Запада и России со времен холодной войны.

СОТРУДНИЧЕСТВО РФ С КИТАЕМ

Термин Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) обозначает страны, расположенные по периметру Тихого океана, и многочисленные островные государства в самом океане, а также сюда относят Индию, Непал, Монголию, Союз Мьянма. Страны региона – это, в основном, развивающиеся страны, характеризующиеся высокими темпами экономического роста. С АТР связаны такие организации, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations, АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, англ. Asia-Pacific Economic Coop-eration, APEC), Региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по безопасности (АРФ, англ. ASEAN Regional Forum ARF), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Россия уже давно рассматривает государства АТР и, прежде всего, Китай, как важнейших экономических и политических партнеров. РФ входит в АТЕС с 1998 года, в ШОС – с момента создания организации в 2001 году. Большинство стран АТР не присоединились к санкциям против РФ. Таким образом, сложившаяся ситуация еще больше подталкивают Россию обратиться на восток в поиске политических и экономических союзников.

Наиболее важным стратегическим партнером России среди стран АТР является, как уже отмечалось, Китай. Это обусловлено такими факторами, как все возрастающее экономическое и политическое влияние Китая в мире, быстрые темпы роста китайской экономики и его географическая близость к РФ. На сегодняшний день отношения между Россией и Китаем носят форму стратегического партнерства . Торгово-экономическое сотрудничество является одним из главных направлений взаимодействия между РФ и КНР. Китай для России является надежным рынком сбыта энергетических ресурсов и важным инвестором. Одно из ведущих направлений экономического сотрудничества между странами – это торговля товарами, на сегодняшний день товарооборот достиг приблизительно 90 млрд. долл. Россия поставляет в Китай металлы, продукцию химической промышленности, древесину. Следует отметить, что за период с 2011 года объем этих традиционно поставляемых из России в Китай товаров значительно снизился в результате падения темпов экономического роста Китая. Как следствие, возросла доля в товарообороте нефти и нефтепродуктов (67% в 2012-2013 гг.) . В Россию из Китая привозят, в первую очередь, машинно-техническую продукцию, электронику, транспортные средства. При этом доля машин и оборудования в российском экспорте в Китай составляет менее одного процента.

Из приведенных данных следует, что структура импорта-экспорта России в торговле с Китаем не может удовлетворять долгосрочным интересам нашей страны. Одна-ко такая структура, а именно экспорт сырья и энергоресурсов и импорт готовой, часто высокотехнологичной продукции, соответствует отраслевой направленности российской экономики. Учитывая низкую конкурентоспособность российской продукции, пока предпосылок к изменению структуры товарооборота между странами нет, а планы по его наращиванию связаны, в первую очередь, с увеличением объемов нефти, экспортируемой в Китай.

Ведущую роль в торговых отношениях РФ и КНР играют правительства с обеих сторон, а не рыночные механизмы, что снижает эффективность взаимодействия. В будущем приоритетными направлениями в сотрудничестве стран должны стать перерабатывающая и производственная сферы, сельское хозяйство, производство с применением высоких технологий, а также постепенный отказ от правительственного контроля торговых отношений и переход к рыночному регулированию, за исключением крупнейших энергетических и инфраструктурных проектов. Для этого необходимо развитие названных отраслей и рыночных механизмов внутри РФ, так как основные ограничения в отношениях с Китаем связаны именно с российской стороной.

Одним из факторов, сдерживающих развитие торговли между Россией и Китаем, является слабое развитие транспортной инфраструктуры восточных районов РФ. Китай может сыграть важную роль в решении этой проблемы как инвестор и как поставщик необходимых для модернизации товаров.

Энергетика является важнейшей стратегической отраслью российско-китайского партнерства. Основные направления здесь – это экспорт Россией углеводородов (нефти и газа), сотрудничество в области электроэнергетики и атомной энергетики. В 2011 году был введен в эксплуатацию нефтепровод «Россия-Китай», максимальная пропускная способность которого составляет тридцать млн. тонн нефти в год. В мае 2014 года было подписано соглашение по газу, имеющее большое стратегическое значение. Переговоры по данному соглашению велись на протяжении десяти лет и получили название «российско-китайский энергетический диалог». Трудности в отношениях России с Западом и Украиной несколько ускорили подписание данного соглашения, однако напрямую связывать его с украинским кризисом нельзя. Китайские компании принимают активное участие в разработке сибирских газовых и нефтяных месторождений.

Еще одно перспективное направление сотрудничества двух стран – это сфера финансов. В условиях осложнения доступа российских банков к западным кредитам, особый интерес для нашей страны представляют новые формы межбанковской кооперации с Китаем, расширение областей расчетов в национальной валюте между двумя странами, создание совместных с Китаем инвестиционных фондов, в том числе венчурных.

Важнейшее направление экономического сотрудничества – это развитие транс-портной инфраструктуры в приграничных областях, совместное строительство железных дорог, автомагистралей, объектов коммуникаций и т. д.

Сотрудничество с Россией представляет интерес для Китая, в первую очередь, с точки зрения получения энергетических ресурсов. Это необходимо для обеспечения надежности энергоснабжения и стабильного развития экономики, так как Китай занимает второе место в мире по потреблению энергетических ресурсов. По объему импорта нефти КНР уступает только Америке и Японии. Что касается газа, пока объем его потребления в Китае не очень значителен (доля газа в структуре первичного топливно-энергетического баланса составляет чуть более трех процентов ) в силу таких причин, как отсутствие собственных больших разведанных запасов и развитой инфраструктуры его импорта. Энергетические потребности страны пока в большой степени покрываются более дешевым углем, добываемым на ее территории. Для дальнейшего роста экономики Китай пытается использовать все имеющиеся возможности обеспечения энергией: в стране реализуется программа строительства атомных станций, развиваются ветровая, солнечная и биоэнергетика. Однако в современных условиях только традиционные источники, такие как нефть, газ и уголь, в состоянии покрыть все возрастающие энергетические потребности растущей экономики. Добыча угля в Китае за последние пять лет возросла более чем в два раза и в 2008 г. составила почти сорок пять процентов от мировой добычи. Китай все больше сталкивается с серьезными ограничениями в части увеличения добычи угля. Таким образом, в ближайшие десятилетия тенденция опережающего роста спроса на энергоносители, прежде всего на нефть и газ, будет усиливаться.

Для России сотрудничество с КНР позволяет диверсифицировать клиентскую базу импортеров энергоресурсов. Это необходимо, так как спрос на нефть со стороны Европы и других стран Запада может снизиться или политические отношения с западными партнерами окончательно испортятся. Китай важен не только сам по себе, как крупнейший в регионе потребитель энергоресурсов, но и с точки зрения доступа России к другим рынкам в АТР. Так, актуален вопрос о поставках трубопроводного газа в Республику Корея транзитом через Северо-Восточный Китай и Желтое море. Успешная реализация совместных долгосрочных энергетических проектов России и Китая в перспективе могла бы способствовать интеграции стран Северо-Восточной Азии (СВА) в единое экономическое пространство, и, как следствие, укреплению позиций России в АТР. Кроме того, взамен на доступ китайских компаний к добывающим активам России Китай готов инвестировать в инфраструктуру Сибири, способствовать осуществлению давно необходимой модернизации региона.

В условиях кризиса на Украине заинтересованность России в экономическом сотрудничестве с Китаем повышается. Этому способствует, с одной стороны, существенное уменьшение возможностей РФ на Западе, в том числе сокращение западных инвестиций в экономику страны. С другой стороны, по многим направлениям, важным для России, было заморожено взаимодействие с Японией. Таким образом, западные санкции в определенной степени послужили катализатором решения определенных задач российско-китайского сотрудничества, однако коренным образом в отношениях двух стран они ничего не изменили.

Китай является на сегодня самой экономически влиятельной страной АТР и ближайшим соседом России, сотрудничество с которым является одной из важнейших стратегических задач. Отношения России с некоторыми странами региона продвинулись значительно дальше, чем с Китаем, однако они не представляют собой столь глобального экономического интереса, поэтому рассматривать их имеет смысл в рамках участия России в различных объединениях государств АТР. С другой стороны, с большинством важнейших экономик региона Россию пока не связывает тесное сотрудничество.

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА САНКЦИЙ НА ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ДРУГИМИ СТАНАМИ АТР

Причиной интенсификации сближения РФ и Китая явился не только украинский кризис, но и отсутствие у России других реальных партнеров в регионе.

Рассмотрим, прежде всего, влияние событий в Украине на отношения России и Японии, которая имеет ключевое значение в АТР. Как уже упоминалось ранее, Япония стала единственным государством АТР, присоединившимся к санкциям против России. Это обусловлено тесным сотрудничеством Японии и США, в том числе в военной сфере. У Японии, фактически, не было иного выхода, как проявить солидарность в украинском вопросе со своим главным союзником. Среди санкций Японии против России следующие: приостановление переговоров об инвестиционном соглашении, приостановление сотрудничества в военной сфере и в деле освоения космоса, прекращение переговоров о смягчении визового режима, ограничение на операции с ценными бумагами российских банков, ограничение на экспорт оружия в Россию, санкции против отдельных лиц и двух крымских компаний.

Однако такой политикой Япония вредит своим долгосрочным интересам по сотрудничеству с РФ, в том числе становится невозможным возобновление переговоров относительно территориальной проблемы (Курильских островов). Кроме того, Япония, как и Китай, в перспективе заинтересована в российских энергоресурсах. Незадолго до украинского кризиса в отношениях Японии и РФ наметился прогресс: в 2013 году японский премьер-министр впервые за 10 лет посетил Москву, а в 2014 году должен был состояться визит российского президента в Японию, который в итоге был отложен.

Хотя Япония и поддержала санкции против России, она занимает самую мягкую позицию по этому вопросу среди стран «Группы семи» и демонстрирует свою заинтересованность в продолжении диалога с Россией. Поэтому можно предположить, что со временем, по мере устранения конфликта на Украине, отношения между странами существенно смягчатся. При этом противоречия, связанные с признанием Крыма, неизбежно будут сохранены.

Еще одна ведущая экономика региона – это Республика Корея (чаще используется Южная Корея). Кризис на Украине затронул отношения России с Южной Кореей не так сильно, как с Японией. Страна не присоединилась к санкциям и, соответственно, не получила никаких ответных санкций. К 2014 году объем торговли между РФ и Южной Кореей достиг довольно хороших показателей — двадцати семи миллиардов долларов. После событий на Украине в торговле наблюдался лишь небольшой спад. Республика Корея интересна России, в первую очередь, как страна, обладающая высокими технологиями (к ведущим корейским компаниям относятся Samsung Electronics Co., Ltd; LS Networks, Daelim, Lotte Group, Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering, BHI Group). То же можно сказать и о таких быстро растущих экономиках региона, как Сингапур и Тайвань. Россия всегда в отношениях со странами АТР позиционировала себя как обладателя сырьевых ресурсов (речь идет не только об энергоресурсах, но также о древесине и металлах), и именно с этой точки зрения она и представляет интерес.

Ограничивающим фактором в развитии отношений России с перечисленными странами являются их долговременное успешное сотрудничество с Соединенными Штатами, а также их зависимость от США в военной сфере.

Конечно, не для всех стран сотрудничество с США является серьезным ограничением для развития отношений с Россией. Это относится, например, к Индии и Вьетнаму. Однако с этими государствами РФ только предстоит развивать действительно тесные партнерские отношения, а главным препятствием здесь будет экономическая слабость самой России. В конечном итоге, именно ограниченность экономических и финансовых инструментов является главным препятствием России к построению близких отношений со странами АТР. Это и является причиной столь активного развития российско-китайских отношений.  

УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

В последнее время часто приходится слышать о возможности формирования многополярного мира, в котором будет альтернатива развитым западным странам как главной политической и экономической силе. Такие прогнозы связаны, главным образом, с двумя международными организациями: БРИКС и ШОС. Рассмотрим, сначала, участие России в БРИКС.

Аббревиатура БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) впервые появилась в 2001 году, однако реальное сотрудничество между странами началось только с 2006 года. В 2011 году членом организации стала также Южно-Африканская республика (аббревиатура, соответственно, изменилась на БРИКС). Бразилия и ЮАР не являются странами АТР, однако объединение БРИКС следует рассмотреть в настоящей статье, так как в рамках этого объединения принимаются, в том числе, и важнейшие решения, касающиеся взаимодействия России с крупнейшими экономиками региона, Индией и Китаем.

В основу совместной работы стран БРИКС легли экономические проблемы, такие как торговая политика, финансовые вопросы, проблемы энергетической и экологической безопасности, сотрудничество в освоении космоса. В течение последних десяти лет рост экономики стран БРИКС составил пятьдесят процентов от мирового, каждая из стран-участниц входит в главнейшие международные структуры и региональные организации. Все это обуславливает огромное и все возрастающее влияние стран БРИКС на политику. Следует отметить, то Россия не вполне соответствует критериям БРИКС, в результате чего в 2008 году даже вставал вопрос о ее исключении. С одной стороны, Россия уступает всем странам-участницам по темпам роста ВВП, уровню инвестиций в НИОКР, демографическим показателям. С другой стороны, ВВП на душу населения в РФ выше, чем в других странах БРИКС. Кроме того, в России более развита фундаментальная наука, разработки в области атомной энергетики и космоса. Сейчас вопрос об исключении России из организации не актуален, так как страна представляет неотъемлемую часть блока. Для России участие в БРИКС является важным инструментом, способным помочь в укреплении позиций на международном рынке, что соответствует национальным интересам страны.

Как известно, ни одна из стран БРИКС не поддержала режим санкций против России. На отношениях России с каждым из государств блока санкции Запада и контрсанкции РФ отразились определенным образом. Еще до санкций одним из основных направлений взаимодействия РФ и Бразилии являлся экспорт в Россию продовольственных товаров. В результате санкций РФ в 2014 году закупила в Бразилии говядины более чем в два раза больше, чем в 2013. Это позволило смягчить последствия контрсанкций для населения России и, одновременно, способствовало укреплению статуса Бразилии как крупнейшего поставщика мясной продукции в мире.

Как уже было сказано, в отношениях с Китаем санкции послужили катализатором для подписания крупнейшей в истории газовой сделки стоимостью четыреста миллиардов долларов.

Индия на протяжении многих лет является стратегическим партнером России в таких областях как ядерная энергетика, оборонные технологии, освоение космоса, экономическое сотрудничество, сфера науки и технологий. Кроме того, как и Китай, Индия заинтересована в российских энергоресурсах. Санкционные ограничения, несомненно, будут способствовать дальнейшему углублению отношений между странами.

Товарооборот России с ЮАР относительно мал, экспорт товаров из России в ЮАР ни разу не достигал даже одной десятой процента от общей его величины. Однако потенциальные торговые потоки значительно выше.

Однако результат от санкций Запада в отношениях России и блока БРИКС не стоит сводить только к положительному эффекту от более плотного сотрудничества. Безусловно, ослабление экономического и политического потенциала России одновременно ослабляет суммарный потенциал стран БРИКС, а уменьшение платежеспособного рынка в России, ограничивает возможность для импорта из других стран-членов организации.

Еще одна важнейшая организация, определяющая политику в АТР – это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Эта международная организация была основана в 2001 году главами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В 2015 году участниками организации стали также Индия и Пакистан. Партнерами по диалогу ШОС являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. Государства-наблюдатели: Афганистан, Белоруссия, Иран. Монголия. Первоочередной задачей ШОС является обеспечение стратегической стабильности и безопасности в регионе, однако также организация занимается развитием экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурно-гуманитарного взаимодействия. Главной особенностью организации является равноправие всех государств-членов.

Хотя первоначально ШОС создавалось как инструмент совместной защиты границ государств, почти сразу оно приобрело экономическое значение. В связи с санкциями роль ШОС как экономической организации для России возрастает. ШОС собрала в себе интенсивно развивающиеся страны, способные инвестировать в пограничные регионы России, что очень актуально в условиях ограничения инвестиций со стороны Запада и, одновременно, присоединения к территории России двух новых субъектов, Республики Крым и Севастополя, ослабляющих экономику страны.

Этим летом в Уфе прошли саммиты БРИКС и ШОС, на которых был принят ряд стратегических решений. Самыми важными из них стали запуск работы Нового банка развития c капиталом сто млрд. долл. (реально оплачено будет только десять млрд., по два млрд. с каждой страны, остальные девяносто млрд. будут предоставлены Банку в виде госгарантий) и подписание соглашения о Пуле валютных резервов БРИКС объемом сто млрд. долл. При этом Китай зарезервирует в «страховой фонд» БРИКС сорок один млрд. долл., Россия, Индия и Бразилия по восемнадцать млрд., а Южная Африка – пять млрд. долл. Следует отметить, что деньги Пула останутся в составе золотовалютных резервов стран-участниц и будут выделяться лишь в случае, если той или иной стране потребуется экстренная финансовая помощь, а именно: возникновение давления на платежный баланс страны или дефицита ликвидности, например, в случае резкого оттока капитала.

Новый банк развития должен финансировать инфраструктурные проекты, которые будут реализовываться компаниями стран БРИКС. Первые кредиты, направленные на финансирование таких проектов, Банк планирует выдать уже в начале 2016 года. Для реализации этих проектов было принято решение о формировании постоянно действующей рабочей группы по инновациям и высоким технологиям, основной целью которой должно стать создание информационной базы проектов в этой сфере для совместного финансирования. Планируется также создание собственной платежной системы БРИКС и участие банка в реализации проектов в третьих странах, в частности в Африке. Важным в этих планах является то, что большая часть проектов Банка БРИКС будет финансироваться в национальных валютах государств-членов, а не в долларах. Создание Нового банка развития для стран БРИКС в определенной степени должно стать альтернативой Международному Валютному Фонду.

Для России создание таких финансовых институтов в условиях режима санкций является, безусловно, положительным фактором. Однако не стоит переоценивать значимость указанных институтов. Проблема заключается в том, что отток капитала из России за последние пять лет принял системный характер. А учитывая, что за 2014 отток капитала из страны составил более ста пятидесяти млрд. долл. (http://top.rbc.ru/finances/16/01/2015/54b96c5e9a7947490508d8d2), восемнадцати миллиардов, которые Россия имеет право получить от Пула, хватит на очень короткий период времени. Созданный механизм хорош в том случае, когда речь идет о внезапных финансовых катаклизмах, которые носят краткосрочный спекулятивный характер. Но он совершенно не способен решить проблемы, имеющие глобальный характер и затрагивающие экономики всех развивающихся стран, включая Китай. Например, если Соединенные Штаты ужесточат денежно-кредитную политику, отток средств из развивающихся стран может многократно превысить размеры Пула.

Наиболее старой и экономически-влиятельной международной организацией в АТР является АТЕС. Это объединение существует с 1989 года и на настоящий момент насчитывает двадцать одно государство, среди которых Австралия, Канада, Япония, США. Россия стала членом АТЭС в 1998 году. Цель АТЭС – это повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Стратегической задачей организации, обозначенной в 1994 году, является создание к 2020 году системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима в регионе.

В торговом балансе России АТЭС является вторым после ЕС партнером страны (ЕС – 42,2% импорта и 53,8% экспорта, АТЭС – 34,3% импорта и 18,9% экспорта). Заинтересованность России в участии в АТЭС обусловлена, прежде всего, необходимостью расширения торговых возможностей в энергетической и сырьевой сферах. Режим санкций только усиливает стремление РФ диверсифицировать базу импортеров российского сырья и, одновременно, поставщиков высокотехнологичной продукции. Следует отметить, что наибольший торговый потенциал перед странами-членами АТЭС Россия имеет в таких отраслях, как металлургия и деревообрабатывающая промышленность. Что же касается сферы энергоресурсов, то, за исключением Китая, речь идет только о будущих возможностях и проектах. Также Россия заинтересована в сотрудничестве со странами АТЭС в высокотехнологичных областях. Поэтому процессы экономической интеграции, ради которых и было создано АТЭС, в том числе постепенное создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в регионе, соответствуют стратегическим интересам РФ.

Другое объединение России и стран АТР – это Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это новое объединение, которое пришло на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) и начало действовать с первого января текущего года. В него входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. Цель ЕАЭС состоит во всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. ЕАЭС предполагает создание на территории стран единого экономического пространства с целью уменьшения торговых барьеров между странами-участницами. Страны – учредители ЕАЭС берут на себя обязательства обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также унифицировать регулирование в девятнадцати сферах экономики и осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики – энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Следует отметить, что выгоды от ЕАЭС распределяются между его участниками неравномерно; больше всех выигрывает Белоруссия, Казахстан – меньше, а Россия является «спонсором» постсоветского интеграционного проекта. Таким образом, данное объединение представляет собой намного более высокую степень интеграции государств-членов, чем предыдущие два объединения. Поэтому и санкции в отношении России в большой степени сказались на экономиках других стран-участниц союза.

Так, применение с августа 2014 г. Россией контрсанкций к производителям продовольствия из США, Европейского союза, Австралии, Норвегии и Канады одновременно с отсутствием аналогичных решений со стороны Белоруссии и Казахстана привело к поставкам продукции вышеперечисленных стран в Россию через Белоруссию и Казахстан, которые так и не озвучили официальную позицию по поводу «бойкота» западной продукции. Таким образом, политика стала менее согласованной. В новых условиях из Белоруссии можно ввозить в Россию без ограничений белорусские товары, но нельзя завозить через Белоруссию продовольственные товары из государств запрещённого списка. Описанная ситуация входит в противоречие с функционированием единой таможенной территории, поскольку при пересечении внешней таможенной границы товар должен свободно перемещается внутри интеграционного объединения. В итоге, в условиях действия российского одностороннего эмбарго невозможно одновременное полноценное функционирование таможенного союза (что предполагает отсутствие границы между тремя государствами) и добросовестное выполнение Россельхознадзором своих обязанностей по ограничению поступлений продукции из запрещенных стран на российский рынок.

Поскольку Белоруссия и Казахстан едва ли согласятся присоединиться к российским запретам на ввоз продовольствия, возможны следующие варианты развития ситуации:

 

  1. отказ от полноценной евразийской интеграции в рамках ЕАЭС;
  2. отмена одностороннего эмбарго;
  3. не отказываясь формально от эмбарго, не обращать внимания на его неисполнение.

 

Идея о создании Евразийского союза, с помощью которого можно было бы восстановить экономические выгоды, потерянные после распада СССР, была высказана президентом Казахстана Н. Назарбаевым еще в 1994 году. Однако в нынешнем виде ЕАЭС представляет собой гораздо менее продвинутый интеграционный проект, чем задумывалось ранее. Пока не идет речи о единой денежной, финансовой, социальной политике, торговле энергоносителями, создании реально действующих наднациональных органов управления. Договор о ЕАЭС вообще не предполагает политической интеграции стран. Это происходит, в том числе, из-за настороженности стран СНГ к более тесной интеграции с Россией, связанной с многолетней имперской и советской историей, боязнью введения российских войск под предлогом защиты русского меньшинства, проживающего во всех бывших союзных республиках, а также опасениями, что экономическая интеграция неизбежно приведет к потере политического суверенитета. Следует отметить, что первоначальный замысел договора ЕАЭС значительно изменился в ходе продвижения проекта ЕАЭС под влиянием Украинских событий. Так, из окончательного договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, общая охрана границ, идея общего парламента, паспортно-визовая сфера, экспортный контроль. По предложению Казахстана, изъяты пункты о более тесной координации военно-технической политики и меры по защите Россией интересов своих соотечественников в других странах. Зафиксированы также взаимные макроэкономические ограничения в ЕАЭС.

Кроме того, в ЕАЭС не вступают страны СНГ, играющие значительную роль в глобальных международных отношениях. Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан проводят политику экономической и политической эмансипации от России. Нечего и говорить о том, каким огромным недостатком ЕАЭС является отсутствие в нем Украины с ее 40-миллионным населением, относительно диверсифицированной экономикой и исторически крепкими промышленными связями с Россией. Украина могла бы сделать объединение гораздо более мощным и перспективным. Также как и Украина, Молдавия и Грузия категорически не приемлют проект ЕАЭС и всячески поддерживают идею сближения и интеграции с ЕС. Что же касается присоединению к ЕАЭС новых стран, Киргизии, Армении и Таджикистана, то это важный, а для некоторых из них даже спасительный с экономической точки зрения шаг. Однако их вклад в ЕАЭС и способность соответствовать требованиям союза весьма сомнительны.

Неприсоединение Казахстана и Белоруссии к российским санкциям против Запада подтверждает недостаточную согласованность действий стран-учредителей ЕАЭС и отсутствие единой политической позиции. Поэтому, даже если бы экономический потенциал стран-участниц ЕАЭС был сопоставим с Европейским союзом, говорить о том, что ЕАЭС может создать альтернативу ЕС и стать новым мировым политическим и экономическим полюсом, пока не представляется возможным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центр промышленного производства и высоких темпов экономического роста неуклонно смещается в Азию. Европа и Северная Америка уже не являются монополистами во внедрении инновационных технологий и абсолютными лидерами в производстве товаров массового потребления.

Не участвуя в интеграционных процессах, государству трудно выжить в современном мире, где глобализация является фактором, определяющим экономическое развитие. Поэтому логично, что в условиях растущих противоречий со странами Запада Россия обратила свой взгляд на восток. Можно ли считать страны АТР, как экономических партнеров, полноценной альтернативой Европейскому Союзу и другим государствам, поддержавшим санкции? На этот счет существуют разные мнения. Например, если обратиться к большинству российских средств массовой информации, то можно сделать вывод, что от режима западных санкций российская экономика только выиграла. Однако, на взгляд автора, это не совсем так.

Как уже упоминалось в работе, ЕС остается главным торговым партнером России. Наша страна находится в зависимости от поставок западных лекарств, технологий, комплектующих для производства и др. Так, 71,8% импорта фармацевтической продукции приходится на ЕС, при общей доле импорта на российском рынке 80% . Это означает, что в случае прекращения поставок из Евросоюза, под угрозой оказывается национальная безопасность страны. В то же время основные доходы российского государственного бюджета – это деньги от продажи энергоресурсов в Европу. Если и возможно хотя бы уровнять объемы торговли с Западом и странами АТР, то это вопрос, по крайней мере, нескольких лет.

Конечно, не все проблемы сводятся к объему товарооборота. Важнейшее последствие западных санкций, наиболее болезненно сказавшееся на российской экономике, – это масштабный отток иностранных инвестиций из страны. К сожалению, компенсировать эти потери за счет расширения сотрудничества со странами АТР, даже с таким экономическим гигантом, как Китай, невозможно, что также было показано в работе.

Более того, в долгосрочной перспективе российская экономика зависит не только от западных инвестиций, но и от некоторых уникальных технологий, связанных, например, с добычей нефти в северных регионах. Аналогов таких технологий в странах АТР может просто не быть независимо от того, какого уровня партнерских отношений достигнет с ними РФ.

С другой стороны, пока приходится констатировать тот факт, что статус России в азиатско-тихоокеанском регионе остается периферийным. Это особенно заметно в сфере торговли, но прослеживается и в других показателях. В первую очередь, это связано со слабым экономическим и финансовым развитием РФ, слабой конкурентоспособностью российской продукции. Кроме того, Россия слишком долго в области международных отношений и торгово-экономических связей отдавала предпочтение западному направлению, игнорировала давно назревшую необходимость модернизации Сибири. Поэтому выход на рынки энергоресурсов стран АТР, за исключением Китая, теперь находится под вопросом. Это связано еще и с тем, что энергоресурсы, например, газ, добываются во многих странах Азии и имеют ценовое преимущество относительно российских аналогов.

Лояльное отношение стран АТР к украинскому конфликту и неприсоединение к санкциям против России обусловлено тем, что для большинства этих стран данный конфликт не представляет большого интереса. Это определяется географической удаленностью регионов, малой осведомленностью населения стран АТР об истории российско-украинских отношений и нежеланием разбираться в нюансах проблемы. Учитывая, что многие страны региона связаны с Россией дружественными отношениями, их нейтральная позиция относительно конфликта понятна. Северная Корея вообще стала единственной страной в мире, признавшей присоединение Крыма в России.

Однако нейтралитет еще не означает поддержку. После крушения малазийского гражданского самолета над территорией восточной Украины даже у стран азиатско-тихоокеанского региона появился повод заинтересоваться конфликтом. Также не стоит забывать, что многие страны АТР намного более тесно, чем с РФ, сотрудничают по многим направлениям с США.

Несомненно, сближение со странами АТР для России сейчас необходимо, как в целях диверсификации экономических связей, так и для возмещения потерь, связанных с санкциями. При всех перечисленных выше ограничивающих факторах, сотрудничество с государствами АТР может предоставить нашей стране огромные возможности. Экономики региона характеризуются высокими темпами роста, доступ к таким рынкам потенциально может стимулировать отечественную экономику. Кроме того, использование на полную мощность экономического потенциала Сибири возможно только при тесном сотрудничестве с соседними странами.

Уже сейчас заметно, как резко изменился политический курс РФ под влиянием санкций. Можно ожидать, что оказавшись в более жестких экономических условиях, российское руководство и бизнес начнут действовать более эффективно, в том числе в сфере сотрудничества с партнерами на востоке.

Для поддержания в регионе репутации надежного и интересного с экономической точки зрения партнера РФ следует найти новые нестандартные подходы, более активно взаимодействовать с постсоветскими странами на принципах равенства, уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства. Сотрудничество с ближайшими соседями необходимо, в том числе, для возвращения России доверия во всем мире.

Генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»,

Федосимов Борис Александрович


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом / М. Клинова, Е. Сидорова // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 67-79.
  2. Доклад об экономике России 33: Новая экономическая эра? WORLD BANK GROUP. – 2015. – № 33. Режим доступа: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf. – (Дата обращения: 15.08.2015).
  3. Доклад российско-китайский диалог: модель 2015. Российский совет по международным делам. – 2015. – № 18. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_Russia_China_Report.pdf. – (Дата обращения: 16.08.2015).
  4. Дмитренко М.А. Российско-китайский энергетический диалог / М.А. Дмитренко // Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул, 2014. Режим доступа: http://oaji.net/articles/2014/245-1396179244.pdf. – (Дата обращения: 16.08.2015).
  5. Мастепанов А.М. Энергетическое сотрудничество в новых геополитических усло-виях: некоторые оценки и перспективы / А.М. Мастепанов // Научный, общественно-деловой журнал "Энергетическая политика". – 2015. – № 1. – С. 13-23. Режим доступа: http://www.energystrategy.ru/press-c/source/Mastepanov_ep1-15.pdf. – (Дата обращения: 16.08.2015).
  6.  Волков С.В. Япония во взаимоотношениях России и США / С.В. Волков // Вестник МГИМО. – 2015. – № 1 (40). – С. 35-42. Режим достуа: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/004_mezhdunarodnye_otnosheniya_volkovsv.pdf. – (Дата обращения: 16.08.2015).
  7. Калимова А.В. Россия в БРИКС / А.В. Калимова // ШОС и БРИКС как фактор стабилизации глобальной экономики: сб. статей и тезисов международной студен-ческой науч.-практич. конф. – Душанбе, 2015. – С. 60-65. Режим доступа: http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/science/Documents/ShOS%20i%20BRIKS%20kak%20faktor%20stabilizacii.pdf. – (Дата обращения: 16.08.2015).
  8. Шепелев И. Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влия-ния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и про-мышленности в целом / И. Г. Шепелев, С. Г Морозов // Экономика, управление и инвестиции. – 2014. – № 2(4). – С. 1-17. Режим доступа: http://euii.esrae.ru/pdf/2014/2(4)/2.pdf. – (Дата обращения: 17.08.2015).
  9. Пташкина М. Г. Интеграционная повестка России и ЕАЭС в АТР / М. Г. Пташкина // Вестник АТЭС. – 2015. – № 1. – С. 43-47. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files2/2015_07/up46/file_c63282a0dc0b056681a8995e6dfb8bc9.pdf. – (Дата обращения: 17.08.2015).
  10. Зиядуллаев Н. ЕАЭС: между политикой и экономикой / Н. Зиядуллаев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 11. – С. 25-37.

Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Налоговый спор в защиту ОАО «Новосибирский сельский строительный комбинат» с положительным исходом

Подробнее показать все »

Новости

Обновление налогового законодательства за май 2018 года

Обзор писем Минфина

Подробнее показать все »

Статьи

Руководителю на заметку: непроведение аудита грозит неприятностями

Информацию о том, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо искать в различных законодательных актах. Кто подлежит обязательному аудиту в 2017 году и позже, не найдете и в Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Подробнее показать все »