8 800 555 85 03

Угрозы, связанные с устремлениями иностранных структур к российскому кредитно-финансовому сектору 

09.10.2015

Использование иностранными государствами международных финансовых институтов в ущерб РФ. Недостатки системы защиты в кредитно-финансовых учреждениях. 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА В РОССИИ
  2. ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
  3. РОССИЙСКИЙ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
  4. РОССИЯ И КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА МВФ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Защита кредит финанс учреждОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА В РОССИИ 

Прежде чем разбираться в том, как иностранные финансовые структуры действуют на российском рынке, представляется полезным кратко охарактеризовать сам российский кредитно-финансовый сектор, выявить его основные особенности.

Российский кредитно-финансовый сектор начал развиваться относительно недавно, а именно с 1990 года. Ядро всей кредитно-финансовой системы составляет банковская система. На конец 2014 года в России насчитывалось более семисот восьмидесяти функционирующих банков, однако за прошедшее полугодие их количество уменьшилось почти на шестьдесят. Таким образом, сейчас имеют лицензию на осуществление деятельности семьсот двадцать семь коммерческих банков. Для сравнения, в 2003 году число банков составляло одну тысячу триста двадцать девять единиц. На лицо долгосрочная тенденция уменьшения количества коммерческих банков в РФ. Большое число банков в России объясняется тем, что после распада Советского Союза требования для открытия нового банка были довольно низкими. Затем эти требования постепенно ужесточались, приводя в соответствие возможности российской экономики и количество кредитных организаций.

Объективной причиной сокращения числа банков является их относительно низкая капитализация. Об этом свидетельствует такой показатель, как отношение активов банковского сектора к ВВП. В России данное отношение составляло чуть больше семи-десяти девяти процентов в 2012 году. На начало 2015 года оно впервые перевалило за сто процентов и составило почти сто девять процентов , что сопоставимо с аналогичными показателями стран БРИКС (в Бразилии — 120%, в Китае — более 160%). В экономиках, где банки играют ключевую роль в финансовой системе, это соотношение в несколько раз выше (например, 300% в Германии, 250% во Франции, 360% в Великобритании). Величина активов среднего российского коммерческого банка составляет менее двух млрд. долл., в то время как активы среднего банка развитых экономик составляют от пяти млрд. долл. в США до шестидесяти млрд. долл. в Японии. Надо от-метить, что с 1998 года, одновременно с постоянным сокращением количества банков, неуклонно росла их капитализация (в результате увеличилась более чем на порядок).

Важной характеристикой банковского сектора является его концентрация. На сегодня этот показатель для России ниже среднемирового уровня, но имеет тенденцию к росту. Рыночная доля первых пяти российских банков составляет немного больше пятидесяти процентов, тогда как в европейских странах она приблизительно равна шестидесяти процентам. В ряде развитых стран также наблюдается продолжение повышения уровня концентрации, поэтому для России данная тенденция может рассматриваться как положительная. Более того, учитывая особенности реального сектора российской экономики, а именно его высокую концентрацию, недостаточная концентрация банковского сектора должна расцениваться как отрицательный фактор, так как это препятствует накоплению банками достаточных ресурсов для финансирования крупных проектов.

Здесь следует отметить, что рост активов и капитала в последние годы был характерен для банков с государственным и иностранным участием, тогда как для частных и региональных банков эти показатели снижались. Крупнейшие российские банки – это банки с государственным участием (Сбербанк, ВТБ, Газпром).

Следующая характеристика российского банковского сектора – это сверхцентрализация денежных средств в московском регионе при их недостатке на остальной территории страны. Безусловно, данная черта относится к числу отрицательных, особенно в условиях расположения относительно небольшой доли предприятий реального сек-тора в Москве. К сожалению, этот прекос за последние годы только увеличивался.

Таким образом, хотя российский банковский сектор и нельзя считать развитым по мировым меркам, по многим показателям он приближается к международным представлениям о банковском бизнесе.

Если говорить в целом о российском кредитно-финансовом секторе, то здесь следует отметить аномально низкую долю активов небанковских финансовых институтов по отношению к активам банков – около двух процентов. Данный показатель ниже, чем в подавляющем большинстве развитых стран. Это говорит о недостатке инструментов для привлечения финансовых ресурсов, необходимых для экономического ро-ста. В некоторых странах, например в США, таким инструментом выступает развитый фондовый рынок, где основными игроками являются пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании. Однако в такой финансово развитой стране, как Германия, основное бремя аккумуляции ресурсов берут на себя все же банки. Поэтому развитие альтернативных финансовых посредников нельзя считать ключевой проблемой. Ее решение лишь окажет позитивное воздействие на финансовую систему страны, но не устранит важнейших препятствий развитию в будущем.

Наиболее отрицательным фактом здесь является тот, что пока нет даже предпосылок к развитию небанковских финансовых институтов. Напротив, российский финансовый рынок фактически переживает кризис. Так, за последние десять лет объем резервов страховых компаний уменьшился примерно на два млрд. руб. Что касается отрасли управления активами, которая неплохо развивалась в период до кризиса 2008 года, то в последние годы доходов на данном рынке нет, поэтому вкладчики и инвесторы через ПИФы стали выводить свои ресурсы в другие виды финансовых активов.

Эффективность функционирования финансовых рынков и банковской системы любой страны во многом зависит от действующей национальной платежной системы. В настоящее время крупнейшими игроками российского рынка являются международные платежные системы, Visa и MasterCard, на которые приходится более восьмидесяти процентов всех карт и операций по ним. Помимо международных также действует около двадцати других платежных систем, например ВТБ и Сбербанка. Зависимость финансовой системы страны от международных платежных систем предполагает значительные риски. Международные платежные системы фактически имеют возможность парализовать работу если не всей финансовой системы страны, то отдельных блоков, пусть и ненадолго. Поэтому вопрос создания собственной платежной системы на основе пластиковых карт сейчас стоит довольно остро.

В целом, можно сделать вывод, что сложившаяся в РФ за двадцать пять лет кредитно финансовая система обслуживает экономику страны намного лучше, чем в начале своего пути. Однако до уровня финансово развитых стран России еще далеко, в экономике по-прежнему не хватает финансовых ресурсов, особенно долгосрочных. Подводя итог, российский сектор финансовых услуг можно охарактеризовать как находящийся на начальном периоде развития.

ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

В августе 2012 года Россия после многолетних переговоров вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Споры о плюсах и минусах вступления РФ в ВТО касались, в основном, реального сектора экономики, однако действие нормативных актов организации распространяются и на сферу финансовых услуг.

Как было сказано выше, российский кредитно-финансовый сектор еще не достиг уровня развития передовых мировых экономик. Поэтому при вступлении в ВТО российские переговорщики сохранили тот комплекс защитных мер, который существовал с 1990-х годов. Это обусловлено еще двумя немаловажными факторами. Во-первых, финансовый сектор очень важен для экономики любой страны, он имеет особое значение для национальной безопасности. Снятие ограничений на деятельность иностранных банков в России могло бы привести к потере национальной банковской системы, как это случилось в некоторых странах Восточной Европы. Во-вторых, руководство банков, как правило, приближено к руководству государственных структур, что определяет силу банковского лобби. Не только Россия, но и многие другие страны не снимали полностью ограничения для иностранных структур в финансовой сфере при вступлении в ВТО именно по этим причинам.

Условия присоединения РФ к ВТО предусматривают ограничение на участие иностранного капитала в банковской системе страны на уровне пятидесяти процентов. При этом, иностранные инвестиции, сделанные до 1-го января 2007 года, а также иностранный капитал, участвующий в приватизации российских банков после вступления России в ВТО, не будут учитываться для целей расчета этого показателя. Кроме того, на зарубежные организации банковского сектора распространяется режим регулирования отечественного банковского сектора, который, по мнению экспертов рынка и руководителей кредитных организаций, является достаточно жестким. Таким образом, филиалов иностранных банков как таковых в стране не будет, работа зарубежных банков будет возможна только через учреждение в России дочерних кредитных организаций или через российское представительство. В остальном российским банкам приходится действовать по правилам конкуренции.

Очевидно, что банки с иностранным участием работали на российском рынке и до вступления страны в ВТО. Присоединение России к организации повлекло за собой только увеличение иностранного участия в капиталах российских банков. Это предполагало положительные и отрицательные последствия. Среди положительных чаще всего упоминаются следующие:

  1. повышение открытости и прозрачности банков;
  2. повышение капитализации национальной банковской системы с помощью средств иностранных банков;
  3. осуществление инвестиций в более крупных масштабах, превышающих возможности национальных банков;
  4. совершенствование банковских услуг и технологий.

Основная угроза увеличения иностранного участия на российском кредитном рынке заключались, прежде всего, в том, что иностранные банки имеют доступ к большим объемам относительно дешевых средств, а также могут осуществлять операции с меньшими издержками, и соответственно, имеют возможность предлагать более выгодные условия кредитования, чем отечественные банки. Таким образом, возникает риск снижения конкурентоспособности российских коммерческих банков на отечественном рынке. Кроме того, появляется угроза роста количества и, как следствие, снижения качества заемщиков, а значит вероятность большего количества дефолтов, что может негативно сказаться на показателях деятельности кредитных организаций.

Другой риск связан с увеличением оттока капитала из страны в том случае, если размещение средств за рубежом окажется более выгодным для российских коммерческих банков.

Говоря о влиянии вступления РФ в ВТО на кредитно-финансовый сектор экономики, надо иметь ввиду, что кардинально в результате этого шага ничего не измени-лось. Это подтверждается статистикой количества кредитных организаций с иностранным капиталом на рынке РФ. С 2007 по 2013 год их количество возросло на шестьдесят процентов, при этом наибольший рост пришелся на период с 2007 по 2009 годы. За два года, с 2013 по 2015, количество банков с участием нерезидентов даже снизилось с двухсот сорока семи до двухсот двадцати пяти единиц. Это обусловлено, отчасти, об-щей тенденцией сокращения количества кредитных организаций, а отчасти – введением в начале 2014 года санкций против России. В целом, участие в ВТО ожжет иметь для экономики России и положительные и отрицательные последствия, судить о которых можно будет ближе к 2018 году.

Тем не менее, вступление в ВТО, несомненно, сделало кредитно-финансовый сектор страны более открытым внешнему миру и, следовательно, более подверженным влиянию внешних шоков и политике иностранных государств. Это обстоятельство приобретает особое значение в свете последних событий, а именно введения против РФ западных санкций, повлекших масштабный отток капитала из страны. Эта проблема будет рассмотрена в следующей части статьи.

РОССИЙСКИЙ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

В 2014 году в условиях геополитической напряженности наблюдалось усиление волатильности на валютном рынке и существенное обесценение рубля. В марте ряд стран ввел санкции против России, которые существенным образом сказались на кредитно-финансовом секторе экономики. Так, доступ к западным кредитам был закрыт для пяти крупнейших российских банков с государственным участием: «Сбербанка России», ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка» и «Россельхозбанка». Кроме того, с учетом ухудшения макроэкономической обстановки в стране встает вопрос о погашении российскими финансовыми институтами тех кредитов, которые были получены за рубежом еще до изменения ситуации. Только в 2014 году оплата по внешнему долгу составляла около $100 миллиардов, а общий объём заимствований превышает $600 миллиардов. Как уже упоминалось ранее, санкции, а также падение кредитного рейтинга страны в целом, повлекли масштабный отток капитала из России, в том числе из банковского сектора.

Таким образом, как у крупных банков, так и у банков второго эшелона, обострились проблемы достаточности капитала и ликвидности. Дальнейшее ухудшение экономической конъюнктуры и действие санкций в совокупности со структурными проблема-ми российского кредитного сектора (доминирование на рынке нескольких банков с государственным участием) может привести к полномасштабному финансовому кризису в стране.

В сложившихся условиях у российских банков остается всего два источника привлечения средств – это привлечение депозитов (данный источник сильно ограничен), а с другой стороны – государственные средства. Средства Банка России и Министерства финансов используются максимально, объёмы заимствований со стороны банков в 2014 году превысили показатели 2009 года. Без государственной ликвидности невозможны ни рост экономики, ни стабильность банковского сектора. В отсутствие альтернатив Центробанк выступает и как главный регулятор краткосрочной ликвидности, и как конечный кредитор экономики. При этом помощь государства будет эффективной, если средства будут идти не только в банки с государственным участием.

Подводя итог вышесказанному, ключевые проблемы банковского сектора на сегодня следующие:

  1. рост кредитных рисков на фоне замедления экономического роста;
  2. необходимость привлечения фондирования для замещения иностранных кредитов и средств в капитале;
  3. ужесточение требований по капиталу в соответствии со стандартами Базель III;
  4. отток вкладов, вызванный недоверием к рублю и волной отзывов лицензий;
  5. использование доминирующего положения со стороны банков, контролируемых государством.

Другая проблема функционирования российского финансового сектора, обострившаяся в связи с введением санкций, – это отсутствие у России собственной национальной платежной системы. Как известно, в рамках санкций в 2014 году компании Visa и MasterCard прекратили обслуживание некоторых российских банков, из-за чего пострадали владельцы нескольких сотен тысяч карт. В результате, было создано АО «Национальная система платежных карт» (НСПК). НСПК уже создала операционно-клиринговый центр для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем. На настоящий момент все российские банки полностью завершили перевод в Национальную систему платежных карт. В декабре 2015 года НСПК планирует начать выпуск собственных пластиковых карт.

РОССИЯ И КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА МВФ

За семидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Сегодня МВФ является институциональной основой мировой валютной системы. Он регулирует международные валютно-кредитные отношения государств-членов и при возникновении непомерного дефицита платежного баланса предоставляет им кратко- и среднесрочные кредиты в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Основные направления деятельности МВФ:

  1. мониторинг экономического состояния;
  2. кредитование;
  3. техническое содействие в управлении экономикой.

Россия является членом МВФ с 1992 года. Вступление страны в МВФ и Всемирный банк связано с единовременными финансовыми затратами. Размер подписного взноса государства-члена в капитал МВФ определяется величиной его квоты. Квота РФ в МВФ составляет 2,71%. По доле голосов в Совете управляющих Россия занимает девятое место (2,69%) и имеет собственного директора в Исполнительном совете.

Членство в МВФ дало России возможность пользоваться в течение переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита госбюджета и платежного баланса. Взамен ожидалось выполнение Россией определенных экономических и политических требований. МВФ практически выступал в качестве проводника политики Запада, добиваясь неукоснительной и последовательной реализации своих условий.

Такая кредитная политика была характерна для МВФ в отношении всех развивающихся стран и свойственна ему по сей день. Очевидно, что в настоящих условиях конфронтации США и России, РФ не стоит рассчитывать на значительную помощь со стороны этого финансового института. Кроме того, специфика МВФ состоит в том, что поддержка оказывается государствам, находящимся в состоянии кризиса либо на этапе перехода к рыночной экономике, поэтому формально Россия уже не нуждается в постоянной поддержке.

Напротив, МВФ, как международный финансовый институт может быть исполь-зован другими государствами в ущерб Российской Федерации. На повестке дня вопрос о реструктуризации государственного долга Украины. Уже не один месяц над украинской экономикой нависает угроза дефолта. В результате последних переговоров украинской стороне удалось добиться списания двадцати процентов государственного дол-га, при этом речь идет только о коммерческих займах. В 2013 году Россия выделила Украине заем в размере трех млрд. долл. через покупку Россией украинских еврооблигаций. Однако Киев требует от Москвы согласиться на те же условия списания этого долга, что и остальные кредиторы. Российский Минфин с таким подходом категорически не согласен и напоминает о возможности потребовать погашения кредита в полном объеме уже в декабре текущего года. Суть проблемы заключается в том, что решение о признание долга России коммерческим или государственным принимает МВФ. Ясно, что в сложившейся экономической ситуации данное решение важно не только для Украины, но и для России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-финансовый сектор России пока не достиг уровня развития передовых государств: отечественные банки не могут конкурировать на развитых рынках, только начинает действовать собственная платежная система, оказывают давление на финансовый сектор внешние, в том числе, политические факторы. Вступление России в ВТО повлекло повышение степени открытости банковского сектора и, как следствие, приток в этот сектор иностранного капитала. Тем болезненнее сказалось последующее введение санкций.

Полноценной замены западному рынку капитала на данный момент не существует. Основные ресурсы сосредоточены именно там, а перестройка на работу с азиатскими банками, о которой столько сейчас говорится, потребует довольно длительного времени. Выхода на европейский рынок российская банковская система добивалась не один год, и до сих пор прямым доступом к западным рынкам капитала обладает лишь незначительная доля крупнейших российских банков. Вынужденная альтернатива в лице сотрудничества с азиатскими банками будет стоить не меньших усилий и времени. Стоит также иметь в виду, что восточные кредиторы известны своей осторожностью и жёсткостью в переговорах.

Однако нельзя сказать, что санкции, введённые против крупнейших российских банков, являются критичными. Отсутствие возможности привлечения долгосрочного фондирования не может стать причиной для банкротства, прекращения совершения каких-то системно значимых операций.

Кроме того, санкции послужили катализатором для создания национальной платежной системы, которая обсуждалась с 2010 года.

Что же касается международных финансовых институтов и их влияния на экономику страны в непростых политических условиях, то в перспективе им могут быть созданы альтернативы. Так, в текущем году на саммите БРИКС была запущена работа Нового банка развития с капиталом сто млрд. долл.

Генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»,

Федосимов Борис Александрович

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Годовой отчет Банка России за 2014 год. Центральный банк Российской Федерации. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/god/ar_2014.pdf. – (Дата обращения: 3.09.2015).
  2. Заернюк В. М. Методологические основы институционального развития рынка банковских услуг: дис. ... канд. экон. наук. Росс. гос. университет Теризма и Сервиса, Москва, 2014 . – Режим доступа: http://rguts.ru/templates/Rguts/images/sector/dissertation_council/ad_defences/zaernyk/dissertation.pdf. – (Дата обращения: 3.09.2015).
  3. Матовников М. Ю. Банковская система России и долгосрочные ресурсы / М. Ю. Матовников // Деньги и кредит. – 2013. – № 5. – С. 11-20. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/matovnikov_05_13.pdf. – (Дата обращения: 3.09.2015).
  4. Глушкова Н. Б. О создании единой национальной системы платежных карт / Н. Б. Глушкова // Вестник ТвГУ, Серия «Экономика и управление». – 2014. – № 4, м. 2. – С. 81-88.
  5. Присоединение России к ВТО: основные обязательства, возможные последствия. Международный Торговый Центр. – 2012. – Режим доступа: http://www.intracen.org/uploadedFiles/Russia%20WTO%20Accession%20commitments%20paper%20-%20Russian.pdf. – (Дата обращения: 4.09.2015).
  6. Гончаров А. Запас еще полностью не выбран / А. Гончаров // Банки и деловой мир. – 2014. – Режим доступа: http://www.trust.ru/docs/03162014090100000900.pdf. – (Дата обращения: 4.09.2015).

Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Налоговый спор в защиту ОАО «Новосибирский сельский строительный комбинат» с положительным исходом

Подробнее показать все »

Новости

Обновление налогового законодательства за апрель 2018 года

Обзор писем Минфина

Подробнее показать все »

Статьи

Руководителю на заметку: непроведение аудита грозит неприятностями

Информацию о том, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо искать в различных законодательных актах. Кто подлежит обязательному аудиту в 2017 году и позже, не найдете и в Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Подробнее показать все »
магазины ключей steam