8 800 555 85 03

Получение единого аттестата аудитора

13.12.2011

Сфера аудита в России уже два года находится в ситуации перманентных реформ. Эти реформы отнюдь не рядового характера. Их разнообразие и интенсивность сообщают эмоциональный фон всему аудиторскому сообществу, так что с «палубы аудиторского корабля», например, можно услышать речь не только отдельных аудиторов, но и их представительного собрания: «Присутствующие на заседании круглого стола аудиторы Дальневосточного региона обсудили вопрос о состоянии рынка аудиторских услуг и пришли к единому мнению о том, что в стране последовательно проводятся мероприятия, направленные на полную ликвидацию отечественного аудита, на активное вытеснение небольших региональных аудиторских компаний с рынка аудиторских услуг»1.

1

Что это за мероприятия? Это введение института саморегулируемых организаций, многочисленных условий и платежей, связанных с вступлением в СРО, изменения в стандартах качества, контроле качества, введения системы внешнего контроля качества со стороны Росфиннадзора, изменения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и многое другое.

Но самым шокирующим среди мероприятий реформы аудита в России стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов, упоминаемая в ФЗ «Об аудиторской деятельности» в качестве экзамена на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемого «в упрощённом порядке». Согласно Закону, аудиторы вправе его сдавать до 1 января 2013 года. Закон не обязывает аудиторов проходить «упрощённые» испытания, но сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не станет обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 года не смогут не только подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, но осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других типов объектов, упомянутых в статье 5 части 3 Федерального закона № 308 от 30 декабря 2008 года.

Органом, которому была поручена организация экзамена, стало Министерство финансов РФ. В сентябре 2009 года, через 9 месяцев после выхода упомянутого Федерального закона, на сайте Минфина издается проект положения об упрощенном экзамене, в котором проявляются его очертания.

Экзамен обещал быть жестким. Каждому аудитору готовился «индивидуальный тест» из 60 (или 30) вопросов. Вопросы из нескольких областей (в зависимости от типа аудиторского аттестата) – в основном, по бухгалтерскому учету в России и в европейских странах (МСФО). Учить «обычный» бухгалтерский учет коммерческих организаций предлагалось аудиторам, имеющим аттестат только аттестат по банковскому аудиту (напомним, это 4,6% аудиторов). Остальным 95,4% аттестованным профессионалам было необходимо постигнуть особенности бухгалтерского учета в специальных областях и секторах экономики: банках, инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, страховых организациях, биржах и.т.д. Кроме этого, на экзамене предлагалось проверить знание ряда международных и российских законов из области борьбы с коррупцией, федеральных стандартов в области контроля качества аудита, и.т.д.

На выходе получался довольно большой объем вопросов, требующий знаний, освоить которые можно за пару месяцев занятий в группах подготовки, либо самостоятельно. При этом необходима полная изоляции от мира с учебниками и распечатанными текстами законов, инструкций, регламентов, положений (в общей сложности это несколько тысяч страниц машинописного текста).

Любопытно, что на фоне строгости проявились человеколюбие и гуманизм разработчиков аттестации (видимо, предчувствуя тяжесть ноши для целого профессионального сообщества, преимущественно, находящегося в постоянных командировках на объектах проверок, слеза прокатилась по щеке разработчиков), по крайней мере, в первоначальном виде Положения об экзамене, сдаваемом в упрощенном порядке. В этой редакции Положения аудиторам предлагалась льгота, дающая право вместо того, чтобы сдавать ряд областей знаний, прослушать специальный курс повышения квалификации. Через три месяца после публикации Положения (в начале ноября 2010 года), Проект превратился в Положение, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 118н (то есть, задним числом), но обещанная льгота из него исчезла.

Аудиторские саморегулируемые организации были возмущены фактом отмены обещанных послаблений, и даже встречались с руководством Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности2, а также писали письма Министру финансов РФ3, но всё было бессмысленно: льгота по еще большему упрощению упрощённого экзамена не вернулась.

Для российских аудиторов начались суровые времена. В конце 2010 года всеми шестью саморегулируемыми организациями создается Единая аттестационная комиссия (ЕАК), которая должна непосредственно готовить экзаменационные тесты, вводить их в специально заказанную компьютерную программу, планировать расписание, проводить сам экзамен, публиковать результаты. Сайт ЕАК фактически появляется только после новогодних каникул, хотя там имелась новость от 30 декабря 2010 года4 (поразительно, какое существенное значение в нашей стране имеет феномен «заднего числа»!)

От начала 2011 года и до середины марта наступило временное затишье, которое лишь время от времени прерывали новые события: так, на сайте ЕАК появилась информация о плате, взимаемой за сдачу упрощённого экзамена. Его стоимость для проходящих аттестацию составила 10000 рублей5. Сумма была на 500% больше, чем аудиторы платили за первичный (не упрощённый!) экзамен, когда его курировал МинФин РФ. Установление такого размера оплаты вызвало возмущение в аудиторском сообществе, и оно не стихает до сих пор. Министерство финансов РФ также рекомендовало снизить цену за экзамен, но как бы не в силах повлиять на ценообразование, поскольку формально ЕАК учреждалась не Министерством финансов, а саморегулируемыми организациями аудиторов. Резонно, что тот, кто учредил, пусть сам и разбирается (такая интонация звучит в ответе Минфина РФ саморегулируемым организациям аудиторов). 6

Единая аттестационная комиссия была торжественно непреклонна, но к 1 августа созрела для «как бы» уступок, и предложила скидку в оплате экзамена в размере 50%, но только для таких категорий аудиторов, которые, по мнению аудиторских СМИ7 вряд ли составят и сотую часть сообщества. К льготным ЕАК отнесла такие редкие категории представителей аудиторской профессии, как ветеранов боевых действий, ликвидаторов аварии на ЧАЭС 1986-1987гг., доноров - граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».

1

В случае провала на экзамене повторная сдача разрешалась, но до конца лета 2011 года в аудиторской среде ходили упорные слухи, что аудитор может рассчитывать только на две дополнительных попытки. Сомнения развеяла сама ЕАК, разместив на своем сайте FAQ в статье под названием «Упрощённо – не значит просто»8, где Директор комиссии дает ответы на наиболее спорные вопросы. И в ответ на вопрос «ограничено ли количество попыток» звучит торжественное «нет». Однако каждая новая попытка сдачи экзамена обойдется аудитору снова в 10000 рублей. Действительно, между упрощённостью и простотой пролегает какая-то невидимая финансовая грань…

Ситуация осложнялась и тем, что довольно долго не было понятно, как именно готовиться к экзамену. Очень многое в методологии подготовки зависит от того, как будет сформулирован вопрос теста. Для наглядности приведем пример из области экзамена «бухгалтерский учет в банках». Известно, что банковский план счетов содержит несколько десятков тысяч номеров. Когда для работы в банке аттестуют бухгалтера, квалификационным требованием к нему считается не только знание названий и правил корреспонденции этих счетов, но и их номеров. Эти требования обоснованы, так как бухгалтерский учет в банках – область специализации, несколько лет изучаемая в ВУЗах, готовящих работников кредитных организаций. Поэтому вопрос теста для банковского бухгалтера может быть сформулирован следующим образом:

«Денежные средства зачислены на корсчет банка при неправильном наименовании клиента:

Варианты ответов:

a. Д 30102 К 47418

b. Д 30102 К 47417

c. Д 30102 К 47416»

От аудитора, не знакомого с банковским бухгалтерским учетом (еще раз напомним, что это обладатели общего аттестата аудитора, которые составляют более 9/10 от всего аудиторского сообщества России), подобная формулировка вопроса требует знания номеров счетов. Это означает, что во время подготовки он должен затратить продолжительное время на заучивание соответствия названий номеров счетов их номерам. Но если в вопросе теста раскрывается название счета, то подобного запоминания не нужно.

Единая аттестационная комиссия долго не раскрывала информации о характере тестов, и опубликовала несколько примерных тестовых вопросов (от 6 до 8 в каждой области экзамена) меньше чем за неделю до первого экзамена, назначенного на 17 марта 2011 года. Однако для понимания того, как готовиться к «упрощённым испытаниям», предложенных вариантов оказалось явно недостаточно!

Возможно, что в ЕАК были слишком озабочены безопасностью тестовой базы. Действительно, в Положении о порядке упрощенного экзамена говорится о беспрецедентных мерах, направленных против несанкционированного доступа к тестовым вопросам. Так, согласно Положению №118н, ЕАК «обеспечивает сохранность документов и материалов, связанных с проведением и сдачей упрощенного экзамена»; Далее в тексте документа говорится: «Единая аттестационная комиссия обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения вопросов, а также от иных неправомерных действий»9.

Кроме вопросов безопасности доступа к тестам, в Положении говорится об обязанности ЕАК периодически обновлять тестовую базу: «Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, подлежит обновлению ежеквартально не менее чем на 30 процентов». 10

На практике база вопросов обновляется гораздо более существенно, чем на 30%. Аудиторы, принимавшие участие в сдаче экзамена два раза (и более двух раз), свидетельствуют о том, что каждую новую сессию экзамена тесты меняются очень сильно, в том числе, по сценарию вопроса. Например, в одном случае вопросы формулируются по принципу «вставьте пропущенное слово» из нормативного акта, а в другом предлагается решить задачу или хозяйственную ситуацию. Ни методологи ЕАК, ни какие-либо другие уполномоченные лица никого не информируют, как вопросы будут сформулированы. Аудитор приходит на экзамен, садится за компьютер и видит вопросы своего теста на экране.

Любому профессиональному тестологу или методологу, знающему принципы аттестации, должно быть понятно, что подобный подход прямо влияет на специфику подготовки и количество времени, затрачиваемого на неё. Если требуется наизусть выучить нормативный акт как «школьное стихотворение», чтобы точно помнить последовательность слов и не ошибиться в варианте ответа, требуется нагрузка на память. Времени на такое «зазубривание» нужно много. В случае, когда вопрос теста требует решения задачи, актуальны другие навыки и умения, а готовиться нужно иначе.

Логично, что для целей качественной подготовки к упрощённому экзамену нужно было начинать с методологии, обучения преподавателей. Никто не мешал также сообщить аудиторскому сообществу, где и как готовиться к экзамену, а не отпускать аудиторов «в свободное плавание» на неограниченное количество попыток в размере 10000 рублей каждая. По всей видимости, в исполнительном органе, ответственном за проведение экзамена, провели политический, но не этический баланс между стремлением исполнить всю «букву» Положения 118н и ответственностью перед физическими лицами – аудиторами, вынужденными проходить дополнительную аттестацию для того, чтобы оставаться в своей профессии.

Так был организован экзамен со стороны ЕАК. К этому стоит добавить слабую методологическую поддержку аудиторов со стороны СРО аудиторов. Первое, и самое лучшее, что могли сделать СРО – это заявить программы подготовки к упрощенному экзамену в числе программ обязательного ежегодного повышения квалификации. Но впервые об этом заговорили в Аудиторской палате России в мае-июне 2011 года, а практически подобные курсы подготовки (в виде 40 часов ежегодного повышения квалификации с выдачей сертификата, подтверждающего действительность аттестата аудитора) стали засчитываться не ранее конца августа 2011 года.

Первыми на вызов упрощённого экзамена откликнулись учебно-методические центры (УМЦ), проводящие курсы повышения квалификации аудиторов. Они предложили своих (и нанятых из ВУЗов) преподавателей дисциплин, проверяемых на упрощённом экзамене. Однако УМЦ действовали на свой страх и риск, не зная содержания вопросов и характера тестов.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что аудиторы уже давно не студенты (вспомним статистику, согласно которой почти половина аудиторов России старше 45 лет), и в силу своей профессиональной занятости, у них просто катастрофически не хватает свободного времени. В редкие выходные, когда аудиторы не находятся по служебным заданиям в командировках, их ждут дети, родственники, дела, которые никто за них не сделает.

Все вышеперечисленное сильно усложняло задачу качественной подготовки аттестованных аудиторов к условиям дополнительной аттестации. Это отразилось на количестве сдававших, так и на результатах упрощённого экзамена. Приведем данные по статистике:

Первый экзамен, назначенный Единой аттестационной комиссией, прошел 21 марта 2011 года. Было допущено 13 человек, сдали 5 (38% сдавших). Результаты второго экзамена от 27 апреля 2011 года, такие: из 25 аудиторов прошли испытание 9 (39%). Третий экзамен проходил 26 мая 2011 года: из 42 претендентов набрали проходной балл 12 участников (28,6%). На экзамене 29 июня 2011 года участвовали 114 человек; сдали 38 аудиторов (34,9%). Пятый экзамен – 20 июля 2011 года. Из 158 аудиторов получили единый аттестат аудитора 77 человек (50% сдавших). 10 августа 2011 года проходил шестой экзамен. Количество кандидатов – 178, сдали экзамен 54 человека (31%). 15 сентября 2011 года допущены к экзамену 85 претендентов, сдали 34 (41%). 30 сентября участвовало 338 претендентов, сдали 98 человек (29,6%). Сессия от 13 октября 2011 года принесла такие результаты: из 145 аудиторов сдали 35 (25%), 27 октября 2011 года из 456 претендентов сдали 138 (31%), 17 ноября 2011 года сдававших было 481, а сдавших 144 (31%).

Если суммировать все результаты, то к настоящему времени было 2035 допусков к упрощенному экзамену. В числе этих допусков есть кандидаты, сдававшие экзамен несколько раз, поэтому абсолютное число аудиторов примерно на 30-40% меньше, то есть около 1200 – 1300 человек. Из них успешно прошли тестирование 644 человека (31,6% от абсолютного числа попыток).

Таким образом, по состоянию на начало декабря 2011 года, из 26566 аудиторов, состоящих в саморегулируемых организациях аудиторов, получат единый аттестат аудитора 644 человека, или 2,42% от численности аудиторского сообщества России!  

Ситуация с упрощённым экзаменом в конце 2011 года напрямую влияет на надвигающуюся перспективу 2012 года, когда, согласно Закона №308-ФЗ, аудиторам, не имеющим единого аттестата, запрещено участвовать в аудиторской деятельности по проверке всех общественно-значимых организаций и учреждений, подлежащих обязательному аудиту. Для российского аудита эта ситуация, без преувеличения, кризисная. Предположим, что до конца 2011 года, согласно наметившейся прогрессии сдачи упрощённого экзамена, его сдадут еще 200 человек, то есть количество обладателей единого аттестата к началу 2012 года будет составлять 850 человек. Эти аудиторы должны будут проверять все подлежащие аудиту ФГУПы (только этот сектор представляет собой более 5% от всего рынка аудиторских услуг!), банки (огромный объем работы!), инвестиционные фонды, биржи, страховые организации и другие общественно-значимые субъекты хозяйственной деятельности, (их список, по всей видимости, ещё далек от окончательной редакции).

Учитывая неравномерность распределения аудиторов с единым аттестатам среди более чем 5000 аудиторских компаний в России, к началу 2012 году возможны два следующих сценария:

- передел аудиторского рынка, то есть передача общественно-значимых организаций как клиентов в те аудиторские фирмы, где уже есть аудиторы с единым аттестатом.

- «охота» аудиторских организаций за аудиторами – обладателями единого аттестата, предложение им лучших условий (по сравнению с аудиторами, обладающими аттестатами «старого образца»).

В своей худшей реализации второй сценарий содержит в себе опасный потенциал, когда единый аттестат может стать предметом аренды11. С другой стороны, обладатели единого аттестата получили его дорогой ценой, поэтому вряд ли эти аудиторы столь легкомысленно будут относиться к своей профессиональной карьере (тем более, что аудитор за подобные действия точно будет подвергнут дисциплинарной, но не исключено, что и уголовной ответственности).

Нельзя сказать, что в данной критической ситуации саморегулируемые организации аудиторов бездействуют. Попытки повлиять на ситуацию были. Уже упоминались несколько писем и обращений в Министерство финансов РФ, подписанных всеми СРО. Однако все до единого случая «достучаться» до государственного регулятора аудиторской деятельности были безуспешными. Наиболее отчаянное желание повлиять на сложившуюся ситуацию очевидно из инициативы СРО Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). На сайте ИПАР в разделе «новости» сравнительно недавно был опубликован текст обращения аудиторов в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС), в Министерство юстиции РФ, в Министерство финансов РФ, и даже в Высший совет партии «Единая Россия»12.

Обращение очень эмоционально, его формулировки отражают высокую степень озабоченности ситуацией, в которой целое профессиональное сообщество оказалось «бесправным» и неспособным как-либо повлиять на свою судьбу. Повторной аттестацией «нарушаются конституционные права», «процедура сдачи экзамена… не выдерживает никакой критики», упоминается «некорректность формулировок экзаменационных вопросов и ответов к ним» и др. И все же, несмотря на такой очевидный «крик о помощи», но учитывая сложившиеся тенденции реформы аудита в России, можно попробовать заранее спрогнозировать ответ государственных и партийных органов – респондентов обращения.

Реформа аудита в России находится в той стадии, когда условный «поворот обратно» уже невозможен даже в случае серьезного изменения политического расклада. Выразим частное мнение: по всей видимости, реформа аудита связана с антикоррупционной составляющей. В ситуации «зашкаливающей» за здравый смысл системной коррупции в России не столь важно (и даже опасно) установление объективных факторов или даже лиц, виновных в формировании и поддержании огромного коррупционного «бюджета теневой экономики». Более результативной становится попытка использовать возможные ресурсы для исправления такого положения дел. В перспективе такого видения, аудитор, имеющий прямой доступ к документам учета и отчетности на предприятиях, подлежащих аудиту, выглядит как лицо, от которого можно ожидать информирования соответствующих органов о фактах коррупции, либо легализации доходов, полученных преступным путем.

1

Для того, чтобы достигнуть целей, поставленных реформой, нужно сформировать принципиально новое профессиональное сообщество аудиторов, в котором изменится качество требований к представителю «проверяющей» профессии. Это сращение обширных знаний, опытности, высоких стандартов этики, безупречной репутации, а также понимания задач, поставленных государством, то есть определенного вида патриотизма. Инструментально такое сообщество уже создается с помощью «упрощённого экзамена» как серьезного барьера для «старого аудита», и вряд ли идеологи реформы аудита смогут найти что-то лучше, чем деятельность Единой аттестационной комиссии. Поэтому что-то радикально менять (может быть, за исключением вопроса ценообразования упрощенного экзамена, которым может заинтересоваться ФАС) вряд ли заинтересован кто-то из адресатов упомянутого выше письма одного из СРО аудиторов.

Как развитие батальных событий в ноябре 2011 г. завершилась государственная регистрация Национального Союза аудиторских объединений (НСА), созданная как ассоциация саморегулируемыми организациями аудиторов: Некоммерческим партнерством «Институт профессиональных аудиторов России» (ИПАР), Некоммерческим партнерством «Московская аудиторская палата» (МоАП), Некоммерческим партнерством «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), Некоммерческим партнерством «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

На первом, после регистрации, общем собрании Союза 23.11.11 г. главное внимание было уделено Обращению аудиторов России к президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и председателю Правительства Российской Федерации, председателю партии «Единая Россия» В.В.Путину, в котором описана катастрофическая ситуация, сложившаяся в сфере аудиторских услуг.13

Как бы далее не развивались события, уже сейчас очевидно, что рынок аудита в России переживает серьезные потрясения. Только немногие участники этого рынка, откликаясь на вызов времени, предлагают услуги, направленные не на попытки политического влияния на происходящие события (пока все они оказались бессмысленными). Гораздо полезнее в такой ситуации – экономическое решение проблемы аудиторских компаний, оказавшихся в крайне затруднительном положении. Например, в компании «Аудиторское агентство «Люди Дела» уже в настоящее время работает система обслуживания аудиторских компаний, позволяющая им выжить на рынке аудиторских услуг, снизив издержки на обслуживание клиентов, и сохранив свой бизнес.

В перечень услуг для аудиторских компаний включаются помощь в прохождении контроля качества со стороны СРО, а также контроля, проводимого Росфиннадзором; подготовка аудиторов компании к упрощённому экзамену, которая предполагает как занятия в группах подготовки, так семинары по методологии самостоятельной подготовки. Отдельная услуга, которая уже сегодня востребована – обслуживание клиентов силами специалистов, имеющими единый квалификационный аттестат аудитора. Если мы поможем себе сами, то сумеем сохранить наш общий аудиторский корабль, и он сможет пережить любой шторм!

Марина Владимировна Игнащенко,
обладатель квалификационного аттестата аудитора (нового образца), 
Директор ЗАО "Аудиторское Агентство «Люди Дела - Москва»


1 Из информационного сообщения о заседании в г. Хабаровске круглого стола Дальневосточной Региональной Палаты Аудиторов, который состоялся02 ноября 2011 года. В заседании приняли участие 50 руководителей и представителей аудиторских организаций, являющихся членами Московской Аудиторской Палаты. Подробнее: http://www.m-auditchamber.ru/work/regions/docs/2011.Krug.stol.02.11.11.docx

2 http://www.m-auditchamber.ru/work/news/news_detail.php?ID=1408

3 http://www.m-auditchamber.ru/work/news/news_detail.php?ID=1383

4 http://eak-rus.ru/news1/oniwenko_predlagaet_pugat/

5 Приказ ЕАК от 30 декабря 2010 года №26, см.: http://www.eak-rus.ru/files/prikazN26.pdf

6 См. ответ Министерства финансов РФ на обращение СРО аудиторов по поводу ситуации, сложившейся с упрощенным экзаменом от 07.07.2011 № 07-03-05/612/СШ. Полный текст здесь http://gipbr.spb.ru/files/pdf/otvet_ministerstva_finansov_na_pis_mo_obrawenie_ot_10-06-2011.pdf

7 http://www.audit.ru/cntnt/novosti/news2/n569.html

8 http://eak-rus.ru/public/uprosheno_eto_ne_prosto/

9 Приказ от 30 сентября 2010 г. № 118н «Об утверждении положения об упрощённом порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора» см. подробно: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/10/prik153n_ot_171110_red130711.rtf

10 Там же, II, п.7

11 Аренда аттестата аудитора – незаконная практика, когда за определенное вознаграждение аудитор передает в аудиторскую фирму (АФ) свой аттестат, то есть заключает с АФ фиктивный договор подряда. Предметом торга в таком случае становится подпись аудитора, сдающего в аренду свой аттестат, в формах аудиторского отчета или в аудиторском заключении. Примеры подобной практики в большом количестве есть, например, здесьhttp://www.audit-it.ru/forum/read.php?2,934290

12 См. текст новости и обращения: http://www.e-ipar.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=3

13 См. текст новости и обращения на сайте МоАП: http://www.m-auditchamber.ru/work/news/news_detail.php?ID=2177


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Налоговый спор в защиту ОАО «Новосибирский сельский строительный комбинат» с положительным исходом

Подробнее показать все »

Новости

БАНК РОССИИ НА ВСТРЕЧЕ С ВЕДУЩИМИ АУДИТОРСКИМИ ФИРМАМИ И СРО ОБСУДИЛ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

20 апреля 2018 года состоялась первая расширенная встреча руководства Банка России в лице Эльвиры Набиулиной с ведущими аудиторскими фирмами, работающими в России, и представителями двух основных саморегулируемых организаций аудиторов Российской Федерации.

Подробнее показать все »

Статьи

Руководителю на заметку: непроведение аудита грозит неприятностями

Информацию о том, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо искать в различных законодательных актах. Кто подлежит обязательному аудиту в 2017 году и позже, не найдете и в Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Подробнее показать все »